«Дорожный комплект» глазами волонтера: рассказ Влады из Красноярска
Знакомьтесь — это Влада, наш волонтер в Красноярске. Это человек, который делает очень много, но всегда остается за кадром. Уже два года Влада встречает всех освобождающихся мам с детьми у дверей местной колонии. Мы попросили ее рассказать подробнее о том, какую помощь она оказывает.
— Влада, расскажите, как проходят встречи женщин?
— Как правило, маму освобождают утром, а ребенка — за несколько часов до отправления поезда, если мама иногородняя. Поэтому пока женщина ждет своего малыша, у нее остается время на то, чтобы со мной побеседовать. Я узнаю ее проблемы, обмениваюсь контактами, даю телефон фонда. Со многими девочками я продолжаю поддерживать связь уже после этого дня, они звонят со своми проблемами.
За два года через меня прошло несколько десятков освободившихся женщин. По моим личным наблюдениям, где-то в половине случаев их встречают у дверей колонии, в половине — нет, и тогда они предоставлены сами себе.
— Недавно мы встречали Галину, освободившуюся из Можайской колонии. Ей в дорогу выдали 800 рублей, пюре, печенье для ребенка и пакет детской одежды. Больше у нее ничего не было. А ей предстояла ночная пересадка. Это нормально?
— В нашей колонии женщинам в дорогу выдается довольно хороший пакет — там есть и пюре, и соки, и питание для ребенка. Но, разумеется, этого недостаточно. Чаще всего бывшие заключенные — иногородние, и им с ребенком предстоит долгий путь домой.
Поэтому, когда я вручаю женщинам «дорожный комплект» от фонда «Протяни руку» — с детскими принадлежностями, коляской или люлькой и мобильным телефоном — я всегда вижу неподдельный восторг и благодарность. Особенно, когда маме ехать в другой город. И мамы, и дети всегда так рады и коляске, и игрушке для ребенка, и памперсам. Очень многие удивляются, что вообще такая программа есть, что кто-то о них позаботился.
Конечно, осужденные освобождаются с небольшой суммой — меньше 1000 рублей. Но меред матерью всегда стоит дилемма: то ли ей потратить эти деньги на еду, то ли на памперсы. Поэтому «дорожный комплект» для них очень важен.
— Часто ли бывают ситуации, когда женщины выходят «в никуда», не имеют дома или нормальных жилищных условий?
— Это ответственность колоний. По идее, они не имеют права выпустить человека «в никуда». Колонии взаимодействуют с регионом, где женщина прописана, отправляют комиссию для обследование жилищных условий. Были случаи, когда колония обращались в наш кризисный центр в Красноярске и направляла освободившихся женщин туда.
Однако очень часто бывает, что пока женщина отбывала срок, у нее умерли родители. Или она верит, что ее кто-то ждет, и едет к родственникам. А когда приезжает домой, выясняется, что это не так. При этом собственного жилья у нее, как правило, нет. Часто родственники начинают ее сторониться. Не могу сказать, что у нас крест ставят на бывших заключенных, но поддержку иногда бывает получить сложно. А начать жизнь с чистого листа, да еще и с маленьким ребенком — очень тяжело.
Пожертвовать на программу «Дорожный комплект» можно по ссылке